Вторник, 07.05.2024, 13:07
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт учителя математики

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

Шеманова Анастасия Сергеевна

учитель математики

МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1»

Иркутская область с. Хомутово

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Педагогов издавна волнуют вопросы: как вовлечь каждого ученика в учебную деятельность, как сделать, чтобы урок был интересен абсолютно всем ученикам, чтобы появилась потребность в ежедневном познании, как сохранить атмосферу познания нового?

Я согласна с мнением многих педагогов, что традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса  в условиях традиционного обучения.

Для решения этой проблемы пришла к необходимости использования современных образовательных технологий на уроках математики, в частности технологии проблемного диалога и технологии оценки учебных успехов учащихся. Основной особенностью технологии проблемного диалога можно выделить то, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся  “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Таким образом, новые знания приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые “проводят” учеников через две составляющих научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения – этап формулирования нового знания. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через две составляющих – поиска решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.

Проблемный диалог – это не только особая форма проблемного обучения, при которой учебные задачи представляются в виде нерешённых проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности. Таким образом, технология проблемного-диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы, а значит и на вопрос, что сделать, чтобы появилась потребность в ежедневном познании, как сохранить атмосферу познания нового?

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Учитель сначала в диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым, вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

Затем посредством одного из диалогов учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

В своей  практике на уроках математики начала использовать различные задания, которые позволяют организовать диалог.

Например: при изучении темы «Основное свойство дроби» с целью установления новой важной связи между равными дробями предлагаю учащимся решить следующие задачи:

Задача 1. В роще 420 деревьев. Из них  составляют березы. Сколько берез в роще?

Решение: 420:3·2=280  Ответ: 280 берез в роще.

Задача 2. В библиотеке 420 книг. Из них  составляют детские книги. Сколько детских книг в библиотеке?

Решение: 420:6·4=280  Ответ: 280 детских книг в библиотеке.

Задача 3. В магазин привезли 420 кг капусты. В первый день продали  всей привезенной капусты. Сколько кг капусты продали в первый день?

Решение: 420:21·14=280  Ответ: 280 кг капусты продали в первый день.

Еще на этапе формулирования третьей задачи ребята замечают одинаковое общее количество и при этом могут выразить гипотезу, что и результат будет одинаковый. Что и подтверждается при решении задачи.

После  решения  всех  трёх  задач  учащимся  предлагается  самостоятельно выделить сходственные  и различные черты данных задач:

1.     Сходственный  тип задачи и способ ее решения; общий объект; полученный результат.

2.     Различны числители и знаменатели дробей.

- У  трёх  различных  задач, при одинаковом известном целом  получились  одинаковые числовые значения. Встречались ли вы с таким явлением?

 - Встречались, - отвечают ученики, - например, при выполнении действий с обыкновенными и десятичными дробями, если они равны.

- Какой можно сделать вывод? - Разно записанные обыкновенные дроби равны.

- Запишем полученные равенства. ;    ;     ;   

- Что можно заметить у числителей и знаменателей равных дробей?

- Числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число, при этом значения дроби равны.

- Получите еще одну равную им дробь. Сформулируйте задачу с исходным числом и вашей дробью (здесь логично разбить ребят на малые группы). Решите задачу. Какой получили результат? -Тот же самый.

- Чем является для обыкновенных дробей наша гипотеза? - Свойством дроби.

- Как называется самое главное свойство? - Основное свойство.

Сформулируйте тему урока. Сформулируйте основное свойство дроби.

Таким образом, учащиеся не только сформулировали тему урока, но и получили само свойство. Учащиеся самостоятельно находятся в поиске новых знаний, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.

Проблемный характер изложения учебного материала, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, даёт им возможность переживать радость самостоятельных открытий, формирует универсальные учебные действия.

Список литературы:

1.       Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение/ А.В. Брушлинский. – М.: Знание, 1983. – 96с.

2.       Виленкин Н.Я. и др. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – 20-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 288с.

3.       Далингер А.А. Учебно-исследовательские задания по теме « Дроби и действия над ними»//МШ. – 2008. - №4. – С. 13-18.

4.       Карелина Т.М. Методы проблемного обучения//МШ. – 2000. - №5. –    С. 31-32.

5.       Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. – М.: Просвещение, 2007. -  117с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Сергеевна (17.10.2014) | Автор: Шеманова Анастасия Сергеевна E
Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск